Став национальным парком, Столбы останутся бесплатными
О своей любви к Столбам Андрей Дидух, или как его здесь называют - Андроныч, может рассказывать часами. В заповеднике он практически живет - здесь он учит других тому, что умеет сам. Перед тем как взбираться наверх, очень рекомендую пройти через его уроки. А умеет он многое. Спуститься со скалы вниз головой - легко! Забраться за две минуты на 80-метровый Первый Столб без страховки - да с удовольствием. У зрителей дух захватывает. А у Андроныча захватывает дух от этого места. Мужчина говорит - даже если вход сделают платным, ходить сюда он ни за что не перестанет. Того же мнения и другие заядлые столбисты.
Мы, как здесь бегали, так нас никто не испугает - ни медведи, ни администрация! Никто! Мы знаем много заповедников - парков, наврное, правильнее говорить, где вход платный. Мы туда приезжаем, платим - где-то 20 рублей, где-то 100. Может, это разумно в какой-то степени. Смотря на что будут тратить. А здесь - настолько много входов в заповедник, поэтому как остановить всех, пока не знаю!
Евгений Ронжанин, столбист
Останавливать никого и не собираются, успокаивают в администрации заповедника. В этом просто нет смысла. Во-первых, уже не первую сотню лет люди ходят сюда и зимой, и летом - это знаковое место не только для края, но и для всей страны. Кроме того, чтобы сделать вход платным, на каждом входе должны появиться кассы, металлодетекторы и прочие атрибуты, а это десятки миллионов рублей.
Эта карта наглядно показывает масштабы Столбов. Только представьте, они раскинулись почти на 50 тысяч гектаров. То, что отмечено светло-зеленым цветом - это та территория, куда обычному человеку попасть практически невозможно. Это уже буферная зона, или зона ограниченного нахождения. А вот туристам доступно всего 4% от территории заповедника. Но даже этот клочок пользуется огромной популярностью. Ежегодно сюда приходят около полумиллиона человек.
Алина Штокалова, корреспондент
Такое зонирование, кстати, возможно только в национальных парках. По сути, Столбы существуют в этом статусе уже много лет. И если бы они продолжили остались заповедникам, людям вход сюда был бы почти закрыт. Всего тысяча человек в сутки - при реальном количестве посещений, превышающим 27 тысяч. Поэтому преобразование направлено в первую очередь на приведение в соответствие статутов де-юро и де-факто.
Когда заповедник стал - это был 25-й год, а положение о национальном парке ввели только в конце 80-х годов. Тогда не было этого. Ничего не изменится. И природа будет так же сохраняться, экосистемы будут так же функционировать.
Наталья Трофимова, директор Алтае-Саянского отделения World Wildlife Fund Россия
Это позволит узаконить массовый туризм, восстановить нарушенные природные участки. Но самое главное - правовая защита нацпарков в части земельных отношений значительно усилена. Проще говоря, его границы не изменятся и ничего строить здесь точно не будут.
В национальном парке капитальное строительство так же запрещается. На мой взгляд, в нашем заповеднике либо в будущем национальном парке достаточно уже сделано той инфраструктуры туристической, и главный принцип, наверное, любого природоохранного учреждения - не переборщить. Капитальных объектов никто не планирует строить больше. Мне кажется, достаточно сервисного центра, туристического, гостевой городок.
Вячеслав Щербаков, директор заповедника "Столбы"
Кроме того, у "Столбов" появился шанс попасть в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это пытаются сделать уже 11 лет, и наконец, цель близка. Уже в конце сентября подадут заявку, а в мае на заседании специальной комиссии в Париже решение будет принято. Это станет так называемой «охранной грамотой» для нашей природной гордости и позволит сохранить экосистему, развить научно-исследовательскую работу и обезопасит будущий нацпарк от каких-либо земельных посягательств.
Если они будут противоречить устоям, которые предусматривает заповедное дело, то оно будет выноситься уже на международный уровень. Соответственно, любое вмешательство извне кого-либо в деятельность национального парка с захватами, с использованием земельных участков - это будет резонанс уже не просто российского, а международного.
Виталий Нетребко, замруководителя краевого росприроднадзора
Столбы не станут нацпарком за один день, это длительный процесс. Так что еще пару лет они будут существовать в статусе заповедника, пока Минприроды России не разработает соответствующий регламент, а правительство страны не примет соответствующее постановление.
Переход Столбов от заповедника к статусу национального парка займет около полутора лет, но даже после этого ни шикарную природу, ни эти уникальные скалы никто от нас прятать не будет. Все по-прежнему будет доступно любому желающему, причем совершенно бесплатно.
Алина Штокалова, корреспондент
Алина Штокалова
<% comment %>
<% page title %>